04.02.2010 в 20:19Пишет Xedesa:
Победа под черным флагом
Пираты побеждают. Дело не только в том, что Пиратская партия Швеции - уже в Европарламенте, а обвинительный приговор, которым завершился процесс против владельцев одного из крупнейших торрент-трекеров Pirate Bay, не остановил работу сайта. Пока правообладатели давили бульдозерами пиратские кассеты и диски, удаляли нелегальные копии из сетевых хранилищ, изменилась сама культура потребления: благодаря торрентам один пользователь передает фильм или песню другому, и запретить это можно только вместе с самим интернетом.
Новости о торрентах напоминают сводки с передовой, особенно если читаешь боевой листок мирового торрент-движения - сайт torrentfreak.com.
Антипиратская ассоциация BREIN из Нидерландов в 2009 году закрыла несколько десятков файлообменных сетей, нелегально предоставлявших контент со своих серверов, и 393 торрент-трекера. "Прижали владельцев пиратских серверов" - звучит серьезно. А вот последняя цифра - забавно. Напоминает все это компьютерную игру: убиваешь сотни монстров, но из-за угла выползают новые. И скачать-украсть очередную серию любимого сериала труднее не становится.
BREIN отключала от сети и Pirate Bay - один из крупнейших пиратских сайтов. Весной 2009-го четверо его основателей были приговорены к году тюремного заключения каждый, а также к штрафу в размере примерно $3,6 млн. Но вскоре сайт возобновил работу, как и многие другие пиратские ресурсы. Вдобавок ко всему осенью Пиратская партия Швеции, выступающая за изменение правового регулирования защиты авторских прав в интернете, пробилась в Европарламент.
В начале января 2010-го присяжные оправдали основателя музыкального торрент-трекера OiNK Алана Эллиса. Два года назад полиция обнаружила на его банковских счетах около $300 тыс., которые владелец трекера получил от двухсоттысячной аудитории сайта в виде добровольных пожертвований. На суде защита Эллиса говорила о добровольном характере взносов, а главное - о том, что на серверах OiNK не хранилось ни одного краденого MP3 (по данным обвинения, пользователи сайта за время его существования успели скачать 21 млн песен).
В том и соль. Эти судебные решения в реальной жизни ничего не меняют. Отдельные сидельцы, похоже, становятся неизбежными жертвами смены эпох. "Это серьезная угроза индустрии: подросло целое поколение, которое не покупает физические носители - ни лицензионные, ни пиратские. Оценить ущерб сложно. Можно, впрочем, утверждать, что проблема в меньшей степени актуальна для регионов, где по-прежнему процветает тиражирование пиратских дисков и кассет",- констатирует Игорь Пожитков, региональный директор IFPI (International Federation of the Phonographic Industry) - Международной федерации производителей фонограмм по России и СНГ. "Намного проще было бороться против изготовителей и продавцов контрафактных дисков, против традиционных файлообменников или ftp-серверов,- соглашается Илья Заславский, представитель компании "Бука".- Тиражирование пиратских копий на физических носителях пока не исчезло, в кризис эта отрасль даже подняла голову. С домашними сетями несложно бороться через провайдеров. Проблемы - разве что с регионалами, которым плевать, что происходит в столице".
Торрент-трекеры - это действительно революция, она и до регионов дойдет, это вопрос времени. Эти ресурсы лишь помогают пользователям обмениваться информацией об имеющихся в их распоряжении файлах: фильмах, песнях, играх, компьютерных программах или книгах. То есть нарушителем становится не владелец ресурса, а каждый пользователь. Когда же нарушает каждый, считай, не виноват никто.
Как это работает? Пользователь при помощи специальной программы (один из наиболее распространенных клиентов - чTorrent) подключается к сайту-трекеру, сообщая информацию о требуемом файле, в ответ получает координаты пользователей, которые скачивают его сами или позволяют скачивать другим. Пользователи обмениваются частями файлов напрямую - трекер лишь обновляет информацию об участниках процесса.
Национальные законодательства и международные конвенции не запрещают распространять обрывки файлов через сеть, комментирует юрист Саркис Дарбинян: фактически торренты можно свободно публиковать где угодно, сами по себе объектами авторского права они не являются. Объекты авторского права образуются позже на компьютерах пользователей. Чаще всего владельцам торрент-трекеров можно вменить лишь пособничество в распространении контрафакта (подобная аргументация позволила лишить свободы деятелей из Pirate Bay). Хиловатая статья, если честно.
В России же вообще четвертая часть Гражданского кодекса (ГК), которая в том числе регулирует и распространение авторского контента в сети, не определяет ответственность тех, кто только способствует незаконному обмену файлами в сети. "Российское законодательство прямой угрозы владельцам торрент-трекеров не несет: грамотный адвокат объяснит, что администрация не хранит на своих серверах ничего запрещенного и не должна отвечать за действия пользователей. Даже в США практика в этом вопросе противоречива",- замечает Саркис Дарбинян.
"Основное направление работы для нас - совершенствование законодательства,- рассказывает в этой связи Игорь Пожитков.- Вступившие в силу 1 января 2008 года изменения четвертой части ГК позволили бороться с так называемым коллективным управлением в интернете (благодаря этой модели от реального судебного преследования уходили сайты вроде злосчастного allofmp3.com). Сейчас на повестке дня - закрепление в ГК ответственности тех, кто способствует незаконному обмену файлами. Такой подход работает в ряде стран, например во Франции, где местные провайдеры отключают пиратов от сети после трех предупреждений". Но и это не панацея. "Успешно бороться с пользователями напрямую вряд ли возможно: чтобы завести уголовное дело, нужно доказать, что размер ущерба превышает определенную, довольно значительную планку,- объясняет Игорь Пожитков.- Гражданское или административное преследование отдельного пользователя требует значительных ресурсов, а в случае небольших объемов использования просто лишено смысла".
Теперь по-русски
В 2009 году фонд "Общественное мнение" насчитал в России более 42 млн интернет-пользователей. А на сайте torrents.ru (это крупнейший российский торрент-трекер) зарегистрировано 4,5 млн человек. Ежедневная аудитория, если верить статистике liveinternet.ru,- 1,2 млн. В списке самых быстрорастущих запросов поисковика Google за прошлый год слово "торрент" - на шестом месте (на пятом - "фильмы онлайн", это все о том же). В Швеции, для сравнения, по данным IFPI, в 2009 году пиратскими копиями в сети обменивалось 40% пользователей.
Отчисления правообладателям могут расти и в этих условиях. В Российском авторском обществе (РАО) "Деньгам" сообщили, что в 2008 году сборы увеличились более чем на 40%, составив 2,2 млрд руб. Итоги 2009 года не подведены, ожидается рост на уровне 15-20%. Однако средства РАО, конечно, получает не от торрентов, а от организаций, которые проще контролировать,- вплоть до супермаркетов, где звучит чья-то музыка.
Популярность торрентов подстегивает продажи медиаплееров, позволяющих записывать и просматривать фильмы со встроенного или внешнего винчестера, без всяких дисков или кассет. Появились даже приборы, оснащенные приемниками Wi-Fi (торрент-клиент предустановлен). В сопроводительной документации указывается, что загружать рекомендуется только лицензионный контент, но вряд ли на трекерах можно найти достаточно непиратских фильмов или музыки, чтобы заполнить жесткий диск емкостью, скажем, 1,5 терабайта (фильм в хорошем качестве редко весит больше 5 Гб).
Сайт torrents.ru, ровесник Pirate Bay, был создан в 2004-м. "Планировалось, что ресурс пойдет по пути Wikipedia и будет существовать за счет пожертвований. И по духу эти проекты близки: оба предназначены для свободного обмена информацией,- рассказывает администратор torrents.ru Игорь.- Но реальность внесла коррективы: трекер и форум требуют значительных вычислительных мощностей, в отличие, скажем, от Wikipedia, где большая часть данных статична". В итоге проект обзавелся рекламой. Правда, конкретные цифры не называются.
Владелец конкурирующего сайта free-torrents.org, "Первого свободного битторент-трекера", Николай об экономике своего проекта говорит охотно. Ресурс стартовал в конце 2007 года в качестве игрового трекера. Причиной послужило фактическое закрытие игрового раздела на torrents.ru: после встречи с правообладателями - российскими производителями и издателями компьютерных игр - администрация создала для них специальные аккаунты, разрешив чистить соответствующий раздел от контрафакта. "Вложить пришлось порядка 600 тыс. руб., эти деньги уже удалось отбить за счет доходов от рекламы,- рассказывает Николай, которого в сети знают под ником sinor.- Это около 200 тыс. руб. в месяц, и большая часть суммы уходит на покрытие издержек". Рекламодатели пока не из транснациональных корпораций: игровые порталы, интернет-магазины копий премиальных телефонов и новостные сайты с заголовками в духе "Не вставай спиной к догу". У сайта 100 тыс. уникальных посетителей в сутки (и около 800 тыс. "живых" аккаунтов), к такому трекеру, по словам Николая, рекламодатели приходят сами. Сайтов такого уровня в России меньше десятка.
К популярности torrents.ru "Первый свободный" не стремится. Николай полагает, что славная история torrents.ru закончилась после мировой с правообладателями. По его словам, за возможность модерировать игровой раздел на ресурсе предусмотрено что-то вроде абонентской платы, что противоречит пиратской этике. "О какой монетизации здесь можно говорить? Наш сайт является для русскоговорящего населения сокровищницей культуры",- гордо возражают в torrents.ru.
Администрация трекера fast-torrent.ru, в свою очередь, признает, что их проект затевался в расчете на получение прибыли: "Вложения удалось вернуть через два года после запуска. Сейчас ежемесячный доход превышает затраты".
Последний шанс договориться
Письма с требованием закрыть раздачи free-torrents.org получает постоянно. "Пишут и мне, и нашей хостинговой компании,- рассказывает Николай.- Еще в период раскрутки ресурса правообладатели способствовали тому, что из основателей остался только я: юристы вышли на московские и питерские вузы, в которых учились мои модераторы. Но ничего поделать с сайтом не удается: оборудование принадлежит мне и сейчас находится на Украине, а местным властям пока не до пиратов".
"У нас имеются права администраторов на десятках сайтов,- рассказывает Анна Лавринова, заместитель директора Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП).- Обычная схема: если мы находим сайт, с которого можно скачать программы или игры, пишем администратору и провайдеру. Обычно этого достаточно, но были случаи, когда ситуацию приходилось разрешать при помощи BSA - Business Software Alliance (некоммерческая организация по борьбе с пиратством в сфере высоких технологий, членами которой являются многие софтверные гиганты.- "Деньги"). Некоторые не сдаются". В прошлом году по жалобе BSA немецкая хостинговая компания Keyweb Online Ltd блокировала на непродолжительное время работу free-torrents.org.
Эксцессы случаются все реже, говорят в torrents.ru: "Наиболее активны в удалении ссылок крупные вендоры: удаляются продукты, которые в данный момент представляют коммерческий интерес. Ежемесячно удаляется около 3-5 тыс. раздач, впрочем, большинство - повторы уже удаленных (юзеры упорно выкладывают то, что все равно будет стерто)".
"Отдельно стоит сказать о тоне, который правообладатели берут в диалоге: некоторые в первом же письме угрожают расправой, миллионными штрафами или тюрьмой. Между тем у нас в разделе для правообладателей четко указано, что мы удаляем раздачи по их требованию",- подчеркивают представители трекера tfile.ru.
Активную позицию в этом вопросе занимают, конечно, далеко не все правообладатели. "Обычно мы предпринимаем действия против пиратского распространения только перед очень большими релизами,- рассказывает Юлия Куликова, представитель компании "Централ Партнершип".- В других случаях это нерентабельно. Если владельцу пиратского сайта правообладатель может написать письмо с предупреждением об ответственности, и в 99% случаях это приведет к удалению ссылки, то торренты не имеют единого центра. Одно из решений - создание специальных программ, которые генерируют ложные ссылки". У пиратов, кстати, похожие уловки. Часто встречающиеся варианты, по словам Ильи Заславского,- зеркальные написания названий раздач и использование совпадающих по написанию латинских и кириллических символов.
Похоже, власть уже не так категорична в оценке распространения контента без спроса. "Интернет - это враг авторского права, нужно честно называть вещи своими именами. Но нужно сделать так, чтобы будущие международные соглашения и наше внутреннее, национальное законодательство все-таки наиболее важные позиции, касающиеся авторского права, могли отстаивать и в интернете",- говорил Дмитрий Медведев на встрече с руководством "Единой России" в апреле 2009-го.
В Госдуме появилась экспертная рабочая группа по интеллектуальным правам. Высказывания ее координатора Анатолия Семенова, советника председателя подкомитета по экономике и инновациям в сфере профессионального искусства и интеллектуальной деятельности комитета Госдумы по культуре, еще недавно многим показались бы ересью. "Пользователи все чаще становятся не только потребителями, но и провайдерами информации, в том числе защищенной авторским правом",- говорит координатор группы и признает, что придется переходить на альтернативную систему авторских вознаграждений: традиционная модель, основанная на письменных договорах, в интернете не работает. "Почему засудили Pirate Bay, если говорить глобально? Его идеологи сказали "а", не сказав "б",- размышляет он.- Научили копировать, не предложив модели вознаграждения. С другой стороны, могли ли они это сделать? Нет. Это должно быть реализовано не в рамках одного ресурса, а во всей сети". Речь идет, например, о создании электронных кошельков у каждого пользователя: сделать так, чтобы в цепочке, в которой сейчас помимо пользователя участвуют провайдер, поисковая машина и хостинговая компания, нашлось место правообладателю.
"Очевидно, что индустрия должна измениться, и поиск новых моделей идет параллельно с борьбой против пиратов,- говорит Игорь Пожитков из IFPI.- Один из удачных примеров - британский сайт spotify.com, который позволяет получать музыку бесплатно в обмен на просмотр рекламы".
Наиболее эффективными борцами за чистоту интернета могут стать крупные интернет-магазины по продаже контента, считает Юлия Куликова: "Они будут вынуждены вести эту работу систематически, так как для них продажа прав в интернете - единственный источник дохода. "Централ Партнершип" ищет новых партнеров и осваивает новые легальные каналы доставки контента - в интересах всего рынка".
Как ни противно правообладателям вести диалог с пиратами, другого пути прогресс им не оставил.
"Трекеры - последняя возможность, которая есть у правообладателей, чтобы наладить взаимоотношения с обменом файлами в сети. Не получится - следующим шагом будет обмен уже по другой, еще менее уязвимой технологии. Тогда бороться придется с каждым конкретным пользователем",- считают в torrents.ru. Речь идет о технологии Magnet, которую сейчас продвигает непотопляемый трекер Pirate Bay.
Принцип тот же, что у торрентов, только для работы ссылок не требуется централизованный сервис в виде трекера. "Magnet - перспективная технология, но пока она не так удобна, как торренты,- говорит Николай, владелец сайта free-torrents.org.- Часто попадаются "кривые" или просто зараженные раздачи. Еще несколько лет не уйти от сайтов-посредников с модераторами".
"Думаю, никто не в состоянии оценить реальный ущерб от торрентов, потому что нам неизвестно, сколько человек из их пользователей готовы покупать фильмы легально, если им предоставить удобный легальный сервис,- говорит Юлия Куликова.- По нашим оценкам, в фантастическом случае закрытия всех торрент-сетей не более 15% пользователей перейдут на платные сервисы". Какие-то способы зарабатывать у правообладателей останутся и в изменившейся реальности. Продавцы книг замечают, что популярность сетевых версий, даже бесплатных, иногда только увеличивает реализацию бумажных версий. Продажи музыки в интернете через легальные каналы с каждым годом растут,- по данным IFPI, с $20 млн в 2003 году до $4,2 млрд в 2009-м, причем за прошлый год рост превысил 10%. Возможность посмотреть "Аватара" дома не отбила желания ломиться в кинотеатры, где большой экран и 3D.
ОЛЕГ ХОХЛОВ
URL записи
воскресенье, 7 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий