воскресенье, 8 ноября 2009 г.

ТУРАНДОТ


Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу...
(отчёт с картинками)

Я бы всех заставил слушать оперу.
Тогда человечество поняло бы, для чего суждено
ему было родиться и во имя чего оно существует!"

Борис Покровский.


Однажды в Америке, с целью всестороннего развития моей, и так уже прекрасной личности, я решила взятьХазбанда,as a body guard, и посетить концерт Андреа Бочелли, который наверное, и послужил пинком толчком к моему новому восприятию оперы.
Причин и возможностей полюбить оперу здесь гораздо больше, чем в Молдавии (откуда я и родом) - так что грех ими не воспользоватся! А вдохновение подробнее ознакомиться с миром оперного искусства прибавилось ещё и с открытием в Америке нового стиля показа оперы - по системе прямой трансляции - HD/LIVEINHD. Как чудненько!
Вот уже несколько сезонов подряд, в кинотеатрах Америки, (а также всего мира), проводятся прямые трансляции оперных постановок из Нью Йоркского MetropolitanOperahouse. И должна вам отметить - это ОЧЕНЬ хорошая идея!  Всем советую воспользоватся!

http://www.metoperafamily.org/metopera/broadcast/hd_events_current.aspx

И чем мне этот вид трансляции ещё очень нравится, так это тем, что в перерырывах
(это же прямая трансляция) берут интервью у исполнителей, постановщиков, декораторов и костюмеров! И это ещё один огромный + к моему «возвращению в оперу»!
Раньше, в глубокой молодости, опера не являлясь для меня особо важным в жизни искуством, наверное сыграло роль предвзятое мнение о Молдавских певцах. Смотрела я тогда, помню, с любопытством, но без особого пристрастия, было не до оперных тонкостей...Да ещё тот факт, что романтичные роли 15-ти летних красавиц, их молодых, и полагаемо статных красавцев любовников, игрались артистами далеко не первой свежести и стройности - никак не давал мне воспринимать этот вид искуства всерьёз.

Но в этот раз я задалась задачкой не обращать внимание на такие мелочи и вслушиватся в саму музыку и голоса.
Правда понадобилось не менее двух - трех прослушиваний, чтобы я наконец въехала смогла расслушать гармонию звуков... После чего я, бесповоротно и навеки, для себя решила, что этот жанр искуства оперы мне невероятно привлекателен и очень даже нравится. Неоднократно ловила себя на том, что постоянно напеваю про себя мелодии из наиболее понравившихся арий.
И пастал тот день, когда слова из одной старой песенки звучали конкретно обо мне -
"Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу.."

А вот в нашем Нью Йоркском MetropolitanOperahouseпоют самые выдающиеся таланты со всех концов света! Вот что Американцы умеют, так это собирать таланты со всего мира, чтоб мало не показалось, но почему-то своих, Американских талантов тут маловато! Но одна проблема в опере меня, до сих пор всё-таки тревожит. . . даже до сердечных коликов волнует таки: Люди добрые, что же всё-таки происходит в опере с женским полом? А? Кроме красотки Анны Нетребко, и ещё парочки «так себе и ничего себе» певиц (из той же Росии), смотреть не на кого... можно только слушать. Я понимаю, понимаю, что в опере надо слушать, а не смотреть... но я не за себя волнуюсь, мне таки за за оперных мужиков обидно! С кем им приходится рабртать!
Но Это я уже о своём, о женском...

Вступление затянулось, поэтому ближе к делу - вчерась мы с моим Body Guard Хазбандом опять махнули сделали культурный выезд в Нью Йорк, в MetropolitanOperahouse, послушать Турандот, от Джакомо Пучини :-)
Ой! Што вам сказать?! В полном свинячем восторге остались! Серьёзно - Очень здорово было - велитколепная постановка! Не смотря на моё страстное, в последнее время, увлечение Оперой, я всё же не музыкан-професионал и большим её знатоком не стала, и наверное никогда уже не стану. Поэтому даже если певцы и делали какие-то ошибки с точки зрения музыки, я того не заметила, мне их пение приносило только одно наслаждение.

Но первым делом, у нас было достаточно времени перед началом оперы, чтоб разглядеть кто с кем, кто как и кто в чём! А кто в чём - это немаловажный аспект в моём восприятии оперы. :-) Должна честно отметить, что почти 80 % зрителей в Нью Йоркской опере довольно зрелого возраста - за 60-70 лет, и женщины, одеты соответственно возрасту, скромненько - белый верх, чёрный низ...шучу, шучу! Но наряды довольно консервативные - костюмчики типа Шанель, обмотаные шарфиками шеи,  блузочки застёгнутые вплотную под горлышко, или прикрытые шальками помятые плечики. Зато завешаны, обвешаны и увешены брилиантами во всевозможных местах... ничего выдающегося - такие  "все из себя" серенькие, бэжевенькие и бледненькие богатенькие Буратиночки дамочки.

Что же касается девушек ГОРАЗДО помоложе, (типа меня), то одеты были по разному. . .
Я, как всегда, разбавляла Нью Йоркскую серость собою... Тяжело выделить кого-то, кто выглядел очень привлекательно и SEXY, и лучше чем я.... Кто понаряднее решил приодется, те были одеты в платешки-ночнушки стиля «страплесс» (без брителек) с теми же шальками. Кто проще смотрит на моду- те были в юбочках, брючках,свитерочках... Скромненько как-то... Далеко не “SexintheCity”.
 

                                    *Dress by Roland Mouret, Jewelry Iradj Moini*
А я, как всегда, была неотразима! Извините - у меня глаза то есть! Ой, ну, естестно - мне уже там в антрактах навпихали кучу комплиментов, да "Oх-ов и Aх-ов" мальчики нетрадиционной ориентации (геи), за что я им очень даже признательна (они-то соображают в настоящей красоте!) Мы с удовольствием обсудили от какого дизайнера моё платьишко да украшения! Только Хазбанд на них недружелюбно косился, и кисло улыбался, отгоняя их своим свирепым взглядом. А так бы я намного больше ещё наполучала! (комплиментов) И даже несколько женщин,  сидящих рядом, скрепя зубами, оценили меня, хоть я и не навязывалась - я то себе цену знаю сама!
Короче и в общем, Оперой я осталась довольна! И день удалсЯ' на славу!
Вот такие Лютики-цветочки у нас тут... :-)

 Opps . . . Речь, всё ж велась не обо мне . . .
Если уже забыли, то напомню - слушали-смотрели мы "Турандот" (принцессу) Джакомо Пучини. Конечно и непременно надо сказать и уверить моих изредкапочитывателей, что это зрелище гораздо более захватывающее, чем дифилирование в антрактах между устаревшими зрителями! Во первых - КАКИЕ декорации и какие костюмы!!
Мама Мия! И Wow! И Ох! и Ах! И далеко не «madeinChina»!
Мои бурные аплодисменты декораторам! Мой Body Guard Хазбанд прокоментировал мой восторг и восхищение так: "Нужно же за что-то деньги брать!"... Smartass... (Он у меня больше в бизнесе кумекает, чем в опере :-))

И на слух и на глаз зрелище оказалось увлекательнейшим и захватывающим!   И Божечки ты ж мой, как они там страдают, и как любят!. Просто мороз по коже и полное вживление в сюжет. Когда Liù, роль которой исполняла Марина Поплавская (Россия), спела арию ("Tu chedigelseicinta"; "Ты сердце в лёд заковала"), а затем трагически покончила жизнь самоубийством, меня таки пробрало до слёз... мне показась неожиданно трагична и близка её судьба . . .ведь всё, как всегда - неразделённая любовь, заканчивается большой трагедией! И так жалко её, бедняжку, что просто жить самой не хочется. . .
Ну это у меня ж такая впечатлительная натура - когда чуть вам что, и вот уже - на тебе!

Роль Калафа, (которого так самоотвержено любила бедняжка Liù), играл уже знакомый нам по Мадама Батерфляй - MarcelloGiordani (Италия). Голосище там прилагается - умереть и не встать! Он пел просто ВЕЛИКОЛЕПНО! Абсолютно увереный в том, что завоюет сердце принцессы (Nessumdorma!.. Tupure, oPrincipessa"; "Спать нельзя нам этой ночью", "Ты тоже, о принцесса")
и здалась она ему.. И что он в ней нашел, не понимаю! И очень таки жаль, что его герой, Калаф любил не преданую ему до смерти Liù, а эту фригидную Турандот... Которую играла, не знающяя себе равных в исполнении ролей драматического сопрано, а кроме того - спортсменка и просто красавица наверное в молости :-) Мария Гулегина.(Одесса, Украина)
В Арии Турандот «О повелитель, сын неба» Гулегина прекрасно передала смятение героини. Хотя моё отношение к её сумасбродной героине никак не изменила.

И где-то в районе безвременной кончины Liù (на словах "Liu!.. Poesia!..) музыка Пуччини заканчивается... (Пуччини, ктати, тоже умирает...так и не завершив эту оперу...  )
Музыка к финалу картины написана Ф. Альфано, сочинившим небольшой любовный дуэт и финал.
По либретто, история Турандот и Калафа заканчивается счастливо -
                                                                                           Happy end, свадьба и всё такое...

Народ усиленно аплодировал всем артистам, и тут, Ку-Ку! под шум этих громких аплодисментов, наконец-то проснулся дедушка, похрапывающий от меня слева. У него, похоже, культурный отдых со сном удался на славу! :-)
Я тоже хлопала, хотя была недовольна....концовкой. Трагедия, так трагедия, чёрт побери! При чём тут Нappyend, когда человека уже не вернёшь!?  Я конечно же знала это либретто, но хотелось бы какого нибудь чуда . . .
То, на чём обрывается опера Пуччини, плохо согласуется с тем, что предлагалось в финале либретто. Композитор следовал своей собственной интерпретации истории Турандот, принца Калафа и Lю. А вот, как это должно было закончится:
Турандот, как сумасбродная виновница всей трагедии, должна удалиться нафиг в сад в монастырь какой нибудь, как статуя из нефрита в окружении своей восточной «madeinChina» роскоши шелков, металлической дребедени, и блеска охраняющих её от побега татарских сабель.
И двери её кельи должны были приотвортся лишь на мгновение, когда Турандот выйдет оправдать себя, окружённая злобно ухмыляющимися и трусливыми сановниками. И лишь на миг фригидная ледяная статуя сделает шаг навстречу Калафу... Затем двери вновь затворятся . . . И до конца жизни сидеть ей там затворницей! А Калаф должен так и остаться у порога тайны. . .если сразу не дошло до мужика, Кто ему нужен - то уже никогда ему не понять!
И не важно, что двери перед Калафом не отворятся. Оплакивая смерть дорогого и преданого ему существа, Lю, он не отрывает глаз от этого чудесного явления, почти миража. И пусть он ВЕЧНО страдает и питает иллюзию, что его мираж станет реальностью!
Вот так вам...я злюсь от несправедливости...
Но либретто надо СРОЧНО менять!  СРОЧНО!!!

Словом провели время с пользой для ума и души. Вышли из оперного зала, под впечатлением, и каждый со своими мыслями от соприкосновения с прекрасным искуством. . . А я ещё и с тяжелым чувством в душе от несправедливости . . .

P.S.

Люстры в MetropolitanOperahouse очень понравились. :-)



Про Грейс Келли

Первый раз в жизни (сама в шоке) посмотрела фильм с Грейс Келли в главной роли, "Высшее общество" (High Society) 1956, ее последний перед опрынцессиванием. Фильм роскошный, с музыкой необыкновенного уровня для мюзикла, Луи Армстронг, Биг Кросби, Фрэнк Синатра. И Келли неземной красоты.
Но. Объясните мне, знающие, это у нее вообще такой визгливый голос и глупые ужимки, или она так для роли постаралась? Я как-то представляла ее себе поинтеллигентнее Мэрилин Монро.

Музыки и сигарет не хватит до весны (с)

Когда-то я текла у тебя внутри
По венам, прямиком к сердцу.
Теперь там струится кто-то другой
Точнее другая, совершенно тебе,
придурку, чужая. Зачем она тебе?
К кому ты ушел? Идиот? Кто будет
тебе щи варить? Кто любить тебя будет,
черт тебя подери? Позвони, хоть спроси,
Эй, родная, ты как там? Кто там в тебе
сегодня струится? Как всегда должно быть
сигаретный дым и нотки рок-н-ролла.
Но нет, родной, больше никакого рок-н-ролла.

Раз клуб в Питере - и клуб, по факту, хороший с высокоинтеллектуальной музыкой.

 В Ленинграде я, видимо, еще долго буду всему удивляться. А, пожалуй, и всегда. Не удивляются тут только коренные ленинградцы, безобразно избалованные обладанием всей этой красотой просто так, по факту своего рождения здесь. Мне это никогда не понять. И я почти этому рада, потому что острота восприятия у меня, рожденный в суровых безрадостных краях, многократно больше. Петербуржцы кажутся мне очень мягкими, даже грубят они как-то ласково, почти с сожалением, что доставили вам столько огорчений...
 Я раньше думала, что раз человек живет в Питере - он, по факту, человек интересный. Раз клуб в Питере - и клуб, по факту, хороший с высокоинтеллектуальной музыкой. Заблуждения эти - типично перефирийные - видимо, многих тут насмешат. Просто трудно поверить, что в самом центре Ленинграда, на корабле, ночью, когда разводят мосты, можно сидеть и помирать со скуки (прости, конечно, Люба!) Жалкое какое-то зрелище - тусовка их тутошняя. В Челябинске все так стараются не быть провинциалами, что получается действительно качественно и здорово (привет, "Гаражу", привет челябинской "Геометрии"). Или просто я ждала посиделок под абажуром за столом с кружевной скатертью с сонными разговорами о прекрасном в дыме сигарет. А получилась так, что в клубе на корабле я гораздо больше симпатизировала охраннику "из какого-нибудь Урюпинска" - он так же сюда "вписывался" как и я.
От того, что такси до меня тут стоит как билет до Челябинска я впала в страшное уныние. До открытия метро - еще сто тысяч часов, а я, кстати сказать, и прошлую ночь не спала. Слава Богу, один Любин друг любезно согласился погулять со мной по набережной. За дверью этого безобразия была палуба и ночная черная Нева, коричневое предрассветное небо. Я вздохнула свежий воздух, поняла, что я в центре Санкт-Петербурга... и снова почувствовала себя самым счастливым человеком на земле!!!
С огромным облегчением в 7 утра я добралась до метро. От него еще шла по своему "Челябинску" около часа, потому что трамваи у нас тут - редкость. А дома - что вы думаете - я спать легла? Нет! Я села смотреть фильм, рекомендованный к просмотру Александром. Это - тот фотограф, наш новый "самый лучший друг". Английский фильм, еще и 70 примерно годов, еще и про фотографа - как тут уснешь?!
 А потом fai_na по делам засобиралась. Как я могла не составить ей компанию - я же уже целых, наверное, три часа не была в центре. Фильм нас вдохновил: платья с геометрическим узором и психоделической расцветки мы дополнили цветными колготками и духами "Коко Мадемуазель". Такие пошли по Фаининым делам на Литейный. Я вообще замечаю, что, опять же, боясь прослыть "деревней" мы уж слишком изысканно одеваемся, а Ленинградцы, как-раз, не стремятся никого удивлять. Для них вообще свойственна некоторая меланхолия.
 Мы заходили в какие-то подворотни, подвалы-офисы с арочными окошечками под потолком. Такие я только в иллюстрациях к Достоевскому видела. На Набережной Фантанки выпили по бокалу красного вина. И вспомнили про "бенефис" фотографа. Весь день нам кидали ссылки на его "творческую встречу". "По старой дружбе" мы решили заглянуть. Дело в том, что я действительно в восторге от его работ. Все хочу увидеть их не в контактном фармате. К самому закрытию мы подошли в галерею. Его работы демонстрировал проектор. Тот же "контакт" - только больше. А по стенам висели большие изображения голых членов, раскрашенных гуашью. Поплевались мы, полюбовались на Александра, да и пошли восвояси. Это потом, за кружечкой кофе, фотограф объяснил нам, что и сам в этой фигне участвовать не хочет, про кризис искусства и этой галереи в частности(могу я понять людей, которые не покупают цветные члены, кстати)... Пойду-ка я сегодня в Эрмитаж, друзья. Александр действует на меня, как успокоительная таблетка. Тоже хочется быть беспристрастным наблюдателем, спокойно созерцать, и быть выше всякой суеты мирской. Такой вот, Очень Петербуржец, и доподлинный эстет.
 Совсем я успокоилась душой, наконец, выспалась. И, в самом деле, задумалась, что квартирка наша "так себе", расти надо и стремиться всегда к чистоте духовной и нравственной, не допуская до себя всякой скверны.

ОСТАВИВ ВЕТВЬ...


Оставив ветвь, лист медленно кружит...
Мне жаль его, как жаль родного брата,
Мелькнет в окне последний луч заката,
И пьеса промелькнет с названьем "Жизнь".
Спешу успеть... дела, дела, дела...
Но в суете так жду живого слова,
Прикосновенья искренне-простого,
И света глаз, и искорки тепла.
Мир столь велик в огромности своей,
И свод небес покажется бездонным!
Пурпур заката, Месяц золоченный,
Причудливо свечение теней...
Идет-бредет печальный человек,
Мне незнаком, да это и неважно,
Шуршание секунд почти бумажно,
И льется свет из-под уставших век.
Загадочна задумчивость в тиши,
И все слова покажутся напрасны,
Как мимолетна... только как прекрасна
Услышимая музыка души!