понедельник, 10 августа 2009 г.

суфизм в Крыму

Слово суфий пошло от "суф" - грубой шерстяной одежды, которую носили мусульмане-аскеты. Один из первых мусульман-мистиков Ибрахим ибн Адам выделяет три фазы аскезы: 1)отказ от мира, 2)отказ от удовольствия узнать о своём отказе от мира 3) столь полное презрение к миру, что мир полностью не принимается во внимание.

Суфии - мусульманские эзотерики. Путём применения различных духовных практик они достигают озарения, духовное общение и даже единения с Богом. Суфизм вобрал в себя опыт предшествующих традиций восточного христианства, зороастризма, буддизма и язычества. В начале своего исторического развития суфизм представлял собой смесь различных групп, сформированных мистиками, в основном - странствующими дервишами. Группы эти состояли из немногочисленных аскетов и интеллектуалов. Они занимались различными духовные практиками. впоследствии эти группы и школы разработали свои пути просветления и дали основу различным орденам. Основа Суфизма - жертвееное служение Богу. По легенде один из суфийских наставников со своими учениками увидел на дороге отрубленную голову. На лбу ее были написаны строки из Корана:"Он теряет и этот мир и загробную жизнь". Суфий поднял голову и поцеловал ее со словами: "Это голова дервиша, который отказался от обоих миров ради Бога".

Суфии проникли в Крым в ХШ веке. Многие султаны были суфиями. Сельджукский султан Иезеддин Кейкавус П был учеником прославленного поэта и философа, суфия Джелалуддина Руми. Он поселился в Старом Крыму с группой дервишей и другими приближенными. Среди них находился известный странствующий проповедник Сары Салтук, учениками которого стали Барак Баба Крымский, Кемаль Баба и Чобан Ата.

С ХУ века суфийские братства и обители пользуются покровительством крымских ханов из династии Гиреев.

Средневековые суфии считали, что дорог к Богу не меньше, чем душ, поэтому существуют тысячи путей и тысячи религиозных орденов. Истинный же мистический путь - это сведенные воедино индивидуальные мистические практики и учения разных братств и тарикатов.Среди распространенных в Крыму братств называют Хельвети, Джальвети, Кадири, Гульшени. Источники сообщают также о существовании местных орденов Колечли и Чуюнджили. Известно, что в Крыму действовали также братства Мевлеви и Саади.

Больше всего дервишских монастырей-текие действовало в Бахчисарае, а чуть ли не каждый второй хан был суфием.

Посетив Бахчисарай, мы прежде всего удивились тому, какие живописнеейшие горы его окружают:

Сам ханский дворец не произвел на нас большого впечатления: такая вилла в восточном стиле: с башенками, черепичными крышами, верандочками, балкончиками и внутренним двориком с фонтаном и несколькими деревьями посередине. Всюду бродят туристы, продаются сувениры, играет крымский татарин в национальном наряде на народных инструментах для поддержки восточного колорита.

В одном коридорчике между строений дворцового ансамбля находится ханский некрополь. Он более чем скромный: всего несколько могил стандартного образца разной степени сохранности. Могилы увенчаны странными сооружениями, вероятно указывающими на царское достоинство погребенных:

Сейид Мухаммед Риза пишет о четырех крымских орденах, которые возглавляли шейхи из селений Качи (орден Хельвети),Колеч (Колечи), Чуюнчи (Чуюнджили) и ташлы. Звания шейхов были наследственными и передавались от отца к сыну.

Крымские ханы Ислам Гирей П (1584-1588), Мехмед 1У (1641-1644, 1654-1667), Хаджи Селим Гирей 1 (1671-1678, 1684-1691, 1692-1699, 1702-1704) были суфиями ордена Мевлеви, начало которому положил великий Джалалуддин Руми. В основе учения Руми лежит музыка и танец. "В музыкальных каденциях, - учит Руми, - скрыта тайна; если бы я ее открыл, она перевернула бы мир. ... Все мы причастны телу Адама, и мы слушали эти мелодии в Раю. Хотя вода и глина посеяли в нас сомнение, мы все-таки что-то припоминаем." Танец для суфиев этого ордена символизирует вращение сфер Вселенной, сами кружащиеся дервиши - вращающиеся небесные тела. Экстатическое состояние суфии достигали с помощью танца, вращения и прыжков, причем каждое из этих движений имело символический смысл. Танец воспроизводил обращение духа вокруг цикла вещей с целью достичь откровения и познания тайны - гнозиса. Вращение передавало отношения между духом и Богом, а прыжки свидетельствовали стремления к объединению с Богом.

Соединение определенных движений с молитвой под музыкальный аккомпанемент давало экстатический транс, - ваджд.

Центр этого ордена и находился в Бахчисарае. Хан Мехмед 1У построил текие на территории городища Эски-Юрт, а по окончании своего правления "вышел в отставку" и умер простым суфием в Дагестане.

Текие и кладбище суфиев находится в Чуфут-Кале, совсем рядом с православным Успенским монастырем и Караимским кладбищем:

Эти фотографии древнего текие ордена Хальвети, проповедовавшего халву - аскетическое уединение и суровый аскетизм зухд. Большое влияние на этот тарикат оказало учение Маламати, сторонники которого считали, что подвижнику следует скрывать свои успехи на духовном поприще и добрые поступки. Человек должен полностью очистить себя для Бога от земных страстей.

Само здание текие на этой территории не сохранилось. Мы видели только древние могилы суфиев, и немногочисленные остатки от еще более ранних могил. Кромлех - круги из камней окружали некоторые деревья в этом сумрачном месте, и узкий колодец с поблескивающей на глубине водой находился прямо между могилами.

В конце повествования хочется написать строки Мехмеда Герея 1У - крымского хана, суфия и поэта:

Не стряхнула душа мученья утрат,

Скорбь поставила шах и забрезжил мат,

Словно челн на волнах, и мрачен закат.

Что благие ветра не подуют, решил?

Что случилось, душа, что стало с тобой?

Что рыдают глаза кровавой слезой?

Радость ту, что имел, утратил с собой?

Что опорой она не станет, решил?

Сокрушаясь, обманут в служенье своём,

Душу выжег себе жестоким огнём.

Этот мир вот такой: печаль день за днем.

Жизнь прошла - ничего не сделал, решил?

Комментариев нет:

Отправить комментарий