среда, 15 апреля 2009 г.

Этапы развития ребенка



Наверное,

каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько

месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется,

когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить

на вопрос, типа "Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или

завязывать шнурки?" В этой статье мы постарались ответить на наиболее

распространенные родительские вопросы.

Родителям

необходимо помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально и навыки вашего

малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от

какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу,

поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть

отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница

сглаживается. Но если помимо того, что ребенок "отстает" по нескольким пунктам,

у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно

капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует

обратить на это внимание врача. 

В возрасте 1 года (12-14 месяцев)

ребенок обычно:

  • Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
  • Хорошо стоит.
  • Кладет предмет в коробку.
  • Ставит друг на друга два кубика.
  • Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, "Дай!").
  • Кроме "ма-ма" и "па-па" говорит еще от 1 до 6 слов.
  • Много лепечет.


Учеба: 

Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и

формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит

немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка.

Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с

помощью картинок, стихов и игрушек.

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:

  • Хорошо ходит и бегает.
  • Любит карабкаться по лестнице.
  • Пьет из чашки.
  • Пробует самостоятельно есть ложкой.
  • Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
  • Понимает несколько простых фраз.
  • Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
  • Чиркает карандашами.
  • Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
  • Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
  • Отдает предпочтение любимым игрушкам.
  • Говорит по крайней мере 15 слов.


Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка

не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в

общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут

впоследствии возникнуть проблемы с речью.

Первые обязанности: В

этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку - убирать за собой

игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к

обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете

удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере

взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать

цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать

и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).

Первое посещение зубного врача: 

Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев

после появления у малыша первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в

полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами - пятна на зубах

или неправильный прикус. 

Первый велосипед: Его

можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет

позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь

ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:

  • Хорошо бегает и прыгает.
  • Строит башню из 4-6 кубиков.
  • Кидает и пинает ногой мячик.
  • "Кормит" с ложечки куклу.
  • Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
  • Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
  • Показывает на себе нос, рот и глаза.
  • Разглядывает картинки в книге.
  • Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
  • Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
  • В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
  • Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.


Первое "творчество": К двум годам у ребенка существенно

улучшается координация "глаза-руки". Поэтому в этом возрасте многие малыши

любят рисовать ("калякать"), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки

из простых паззлов и кубиков.

"Взрослая" кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской

кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из

своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно. 

Первый четвероногий друг: 

Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом

возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме,

без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или собака,

лучше подождать, пока ребенок не научится быть

более осторожным и понятливым,

то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года. 

В 3 года ребенок:

  • Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
  • Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
  • Ездит на трехколесном велосипеде.
  • Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей ("Подними лопатку и положи в ведерко!").
  • Строит фразы из 4-5 слов.
  • Использует в своей речи местоимения ("Я", "ты" и т.д.)
  • Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
  • Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
  • Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
  • Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
  • Играет и/или общается с другими детьми.
  • Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).


К 3

годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания

разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно

рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:

  • Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим "специалистом" в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого "живчика". Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка "растает" и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка - если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть рацион ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
  • Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
  • В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра "в доктора".


Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда

начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке,

конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка

(например, умение писать) займет гораздо больше времени.

Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В

этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще

недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.

Комментариев нет:

Отправить комментарий